Правоприменительная практика немецкого законодательства о несостоятельности

1394
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Райнер ВЕДДЕ, заместитель председателя Германо-Российской ассоциации юристов (Германия) на примере правоприменительной практики немецкого законодательства о несостоятельности рассказал, почему важно внедрять внесудебные инструменты реабилитации компаний.

— Пандемия коронавируса, разумеется, оказала значительное влияние на число процедур банкротств в Германии. И что удивительно, число этих процедур сократилось. В прошлом году в Германии открывалось приблизительно 15 тысяч процедур банкротства юридических лиц и примерно 40 тысяч - физических. Это на 15% меньше, чем в 2019-м.

Связан ли этот успех с законодательством о санации – вопрос. Потому что первый параграф законодательства о санации гласит, что санация равноценна ликвидации, обе проходят в процедуре банкротства. Однако на практике выяснилось, что успешная санация - довольно редкое явление, обычно должник в конце процедуры ликвидируется.

Возможно, это связано с тем, что у нас единообразная процедура банкротства, в рамках которой уже происходят разные варианты, в том числе санация. Санация возможна даже на этапе конкурсного производства, когда управляющий продаёт бизнес должника, и таким образом он сохраняется, ликвидируется лишь юридическое лицо. Но это не настоящая санация.

Настоящая санация предусматривает сохранение юридического лица и внедрение так называемого плана урегулирования несостоятельности. Он позволят комплексно регулировать право санации должника. Например, в тех случаях, когда отдельные кредиторы не согласны с планом санации должника. Их можно заставить дать согласие, если большинство кредиторов поддержало санацию. Это эффективный инструмент против тех кредиторов, которые саботируют санацию. Такой подход ранее применялся довольно редко, в основном в крупных компаниях.

Главный недостаток этого механизма состоял в том, что для его запуска необходимо было обязательно открывать банкротное производство в суде. А оно, как мы все понимаем, всегда связано с временными и денежными затратами, и, прежде всего, с потерей конфиденциальности. Публично становится видно, что у компании начались проблемы, поэтому многие бизнесмены стараются избегать этих мер до тех пор, пока не станет слишком поздно для успешной санации.

До сих пор в Германии отсутствовала процедура внесудебной санации. Но сейчас у нас достаточно далеко идущая реформа законодательства о несостоятельности, которая вступила в силу с 1 января 2021 года. Эта реформа предусматривает разные сценарии банкротства и одновременно вводит новую норму о стабилизации и реструктуризации предприятий. На мой взгляд, это очень интересный момент. Нужно сказать, что норма не придумана нами, она продиктована директивой Евросоюза, в которой закреплена необходимость реструктуризации вне судебного производства.

Отмечу, что реформа весьма своевременна, потому что мы, как и весь мир, ожидаем роста банкротств в связи с кризисом из-за пандемии. Реформа, прежде всего, даёт заинтересованным в банкротстве лицам возможность прийти к мирному соглашению посредством плана реструктуризации. Если это удаётся, если все участники согласны с планом, тогда вмешательство государственных органов требоваться не будет. Кроме этого, важно, что такой механизм позволяет сохранить конфиденциальность.

Но не всегда сторонам удастся договориться, надо понимать. Может возникнуть ситуация, при которой все кредиторы будут согласны на санацию, а кто-то один будет протестовать и настаивать на ликвидации компании. Новый закон в такой ситуации подразумевает, что если 75% кредиторов дают согласие на план реструктуризации, он принимается. Это, конечно, является достаточно существенным посягательством на право несогласных кредиторов.

Если план реструктуризации вызывает сильную дискуссию, то должен вмешиваться суд. Также в процедуре реструктуризации должен принимать участие какой-то сотрудник, чей функционал схож с обязанностями арбитражного управляющего. Этот посредник будет помогать найти согласие между кредиторами.

Резюмируя свое выступление, скажу, что немецкое законодательство предоставляет сейчас дополнительный новый инструмент санации, который позволяет согласовать план реструктуризации до начала судебной процедуры банкротства. В частности, это возможно даже вопреки воли отдельных кредиторов, которые могли саботировать санацию. Конечно, есть достаточно сильная вероятность ущемления их прав.

Успеет ли новый закон в 2021 году повысить число успешных санаций в Германии - пока вопрос. Будем надеяться, что с новым механизмом немецкое законодательство о несостоятельности станет еще более эффективным.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"