Автомобили будут дорожать вместе с автокредитами

2592
Время чтения - 7 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Покупка автомобиля в кредит становится всё более распространенной стратегией потребительского поведения россиян в условиях, когда стоимость новых автомобилей растет практически каждый месяц. Так, с начала года число выданных автокредитов выросло на 7%, а средняя сумма займа выросла с 850 до 920 тыс. руб. Между тем по мнению аналитиков уже во второй половине 2021 года ситуация может измениться в обратную сторону.

 

Выше рейтинг — дороже машина

По итогам первых пяти месяцев нынешнего года в России было выдано почти на 7% больше автокредитов, чем за аналогичный период прошлого — 335,2 тысячи против 313,9 тысяч годом ранее. Об этом свидетельствуют данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ) за истекшие пять месяцев 2021 года.

Средний размер выдаваемого автокредита за это время также увеличился. Если в январе-мае 2020 года средняя сумма займа на покупку авто колебалась в диапазоне от 700 до 850 тыс. руб., то в январе 2021 года она составила уже 920 тыс. В марте текущего средний размер автокредита, согласно данным НБКИ, перешагнул отметку в один миллион рублей. Выше этой планки он остался и по итогам нынешнего апреля.

Сегодня отчетливо видна тенденция как по росту количества выданных автокредитов, так и по увеличению среднего размера выдаваемого займа. По словам генерального директора НБКИ Александра Викулина, растет доля автокредитов, выдаваемых гражданам с более высоким персональным кредитным рейтингом. 


«Таким заемщикам банки выдают кредиты на более значительные суммы», — отмечается в комментарии главы НБКИ.


То есть, речь может идти о росте доли крупных займов на суммы 1-3 млн руб.

Общий объем активных автокредитов, взятых россиянами, составил 946 млрд руб. в мае текущего года. Ряд банков, активнее других занимающихся выдачей займов на покупку автомобиля, существенно нарастили объем портфелей по автокредитам в текущем году. Как сообщала Газета.ру, Сетелем банк, дочерний банк Сбера, за первые пять месяцев 2021 года выдал автокредитов на 51 млрд руб. Этот показатель вдвое выше результатов за аналогичный период прошлого года. ВТБ в период с января по май текущего года нарастил выдачу автокредитов на 80%, выдав займов на сумму в 40 млрд руб.

 Инфографика- автокредита-01-01.jpg


Эффект низкой базы

Безусловно, пандемия и небеспочвенные опасения по поводу обесценивания национальной валюты и дефицита автомобилей подстегнули граждан к покупкам как за наличный расчет, так и в кредит. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам мая 2021 года Россия вышла на третье место в Европе по продажам новых автомобилей, уступив лишь Германии и Великобритании. В мае текущего года в России было реализовано 147378 новых автомобилей, что на 33,8% больше показателей мая 2020 года.

При этом, сравнивая эти показатели с прошлогодними, нужно обязательно делать поправку на эффект низкой базы. Дело в том, что с началом пандемии COVID-19 и локдауна в России продажи новых автомобилей в марте прошлого года резко сократились, достигнув дна в апреле, и более-менее восстановились лишь к лету. К примеру, если в апреле 2020 года было продано всего лишь 1332 автомобиля Volkswagen Tiguan, то в апреле 2021 года было реализовано 3709 автомобилей этой модели. Если же рассматривать объем продаж за более длительные периоды прошлого и текущего годов (квартал, полугодие), разница будет не столь драматичной.

 Инфографика_продажи_новых_авто_01_01.jpg

Рынок продавца

Увеличению среднего размера автокредитов сегодня способствует целый ряд факторов. Во-первых, это удорожание самих автомобилей. Начиная с осени прошлого года большинство автопроизводителей несколько раз меняли прайс-листы на собственную продукцию в сторону повышения, что привело к удорожанию стоимости автомобиля среднего ценового сегмента примерно на 150-200 тысяч и выше.

Во-вторых, возникший из-за повсеместных локдаунов и проблем с поставками деталей дефицит автомобилей привел к тому, что авторынок на длительное время стал рынком продавца. Это дало возможность дилерам «накручивать ценник» путем отмены скидок, установки дополнительного оборудования, стоимость которого для моделей низкого и среднего ценового сегмента может составлять 200 тыс. руб. и выше, а для премиального — превышать 1 млн руб.

В-третьих, ажиотажный спрос со стороны покупателей в условиях сократившегося из-за ковидных ограничений предложения привел к тому, что наиболее бюджетные модели и комплектации автомобилей были раскуплены, и взоры многих покупателей в итоге обратились к более дорогим моделям или комплектациям, покупка которых требовала либо привлечения кредита, либо увеличения необходимой суммы займа.

 

Автокредиты будут дорожать

Несмотря на то, что в первые пять месяцев 2021 года ситуация для банков, выдающих кредиты на покупку машин, и автодилеров, успешно продающих машины даже по весьма нескромным ценам, была благоприятной, будущее автокредитования в России сегодня отнюдь не выглядит безоблачным. ЦБ уже завершил период смягчения денежно-кредитной политики. В июне финансовый регулятор поднял ключевую ставку сразу на 0,5 процентных пункта до 5,5%. Свое решение ЦБ мотивировал тем, что мировая и российская экономика восстанавливаются более быстрыми темпами, чем ожидалось, а инфляция в стране находится выше предполагаемого уровня: в годовом выражении ее темпы превысили 6%.

Это уже третье повышение ключевой ставки с марта текущего года. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявляла, что курс на ужесточение денежно-кредитной политики будет продолжен, и на следующем заседании ключевая ставка с высокой долей вероятности будет вновь повышена. Это значит, что автокредиты, равно как и другие виды кредитов, ближе к осени могут стать менее доступными.

Однако спад ажиотажа в автокредитовании вряд ли приведет к остановке роста цен на автомобили и уж тем более к их снижению. Свою роль играет рост курса доллара по отношению к рублю. Его текущее укрепление может быть временным. Как показал опыт девальвации национальной валюты в 2014-м и поведение игроков российского авторынка в последующие годы, переоценка стоимости автомобилей в рублях в сторону повышения происходит не одномоментно, а достаточно плавно. Автопроизводители не желают вызвать коллапс продаж из-за резкого повышения цен и могут отыгрывать свои потери из-за скачков курса валют в течение нескольких лет. В нынешних условиях производители автомобилей несут достаточно высокие издержки в связи с удорожанием комплектующих, простоем оборудования, повышением технологической оснащенности новых автомобилей, растущими экологическими и регуляторными требованиями. Например, еще в апреле власти РФ обсуждали повышение утилизационного сбора на 25%, однако окончательного решения по этому вопросу на данный момент не принято.

 Инфографика- автокредита-01.jpg

Льготное автокредитование поставили на паузу

Ситуация, когда новые автомобили станут дороже, а доступность автокредитования для рядовых граждан станет хуже, грозит обернуться падением продаж и стагнацией автомобильного рынка России, несмотря на нынешнюю вполне благополучную ситуацию. С ожиданием возможной стагнации может быть связано решение правительства России повременить с возвращением программы льготного автокредитования. Власти РФ свернули данную программу в феврале 2021 года в связи с исчерпанием средств, но обещали вернуть ее в июне текущего года. Планировалось выделить на эти цели порядка пяти миллиардов рублей, а также увеличить категорию лиц, которым была бы доступна программа льготного автокредитования. Однако 16 июня стало известно о решении властей пока не возобновлять программу льготного автокредитования. Очевидно, что запуск программы в настоящий момент времени, когда, спрос на автомобили превышает предложение, а выдача автокредитов и без господдержки находится на стабильно высоком уровне — не что иное, как путь к дальнейшему перегреву рынка и усугублению товарного дефицита.

Вероятно, власти держат в уме и более отдаленную перспективу, когда ужесточение денежно-кредитной политики Банка России ограничит для россиян доступность кредитов на покупку автомобилей. Кроме того, свою роль могут сыграть и действия других мировых центральных банков, в частности, ФРС США. Ужесточение денежно-кредитной политики монетарных властей США, которое уже намечено на конец текущего года, может создать дополнительное давление на валюты развивающихся стран, в том числе и на российский рубль, что не лучшим образом скажется на стоимости новых автомобилей. Программа льготного кредитования была бы более целесообразной именно в таких условиях для поддержки рынка.

Нынешний всплеск активности на рынке автокредитования выглядит довольно значительным, особенно на фоне слабого в плане продаж автомобилей первого полугодия 2020 года. Но у выдачи займов на покупку авто в нынешних условиях есть и свои пределы роста — в виде отсутствия новых платежеспособных заемщиков, повышения ключевой ставки и роста цен на новые автомобили. Но даже в случае общей стагнации отечественного автомобильного рынка   автокредитование, сжавшись в объемах, останется востребованным способом покупки. Хотя бы в силу того, что иных альтернатив быстрого обновления автопарка у большинства россиян нет.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"