Навеки в черном списке: правила игры с питерскими партнерами от основательницы кировского эко-бренда
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф
“Они оказались предпринимателями из 90-х. Муж с женой. Когда я приезжала с ними лично знакомиться, они меня водили по храмам. А сами рассказывали про 90-е годы, как они тогда вели бизнес". Историю своего фиаско Екатерина Матанцева рассказывает, едва сдерживая эмоции. Она опытная бизнес-леди. По сути, ей удалось реализовать мечту миллионов: ее производство, основанное в родном Кирове почти полтора десятилетия назад, превратилось в косметическую империю. Кому и как удалось обвести вокруг пальца искушенного предпринимателя? Выясняет ДОЛГ.РФ.
В 2009-м Екатерина Матанцева начала варить мыло на кухне. Экспериментировала с отдушкой и консистенцией. Изобретала идеальные рецепты. Главный принцип ее тогда еще не существующей бизнес-модели появился будто бы сам собой: экологичность и только натуральные ингредиенты. Первыми покупателями были друзья и знакомые. Пилотная партия домашнего мыла — чуть больше полусотни кусков — разлетелась “на ура”. Появилось промышленное производство. Рос ассортимент.
Екатерина Матанцева строит бизнес на косметике. Фото instagram.com
Появились шампуни, стиральные порошки, сыворотки, кремы. Появился персонал. А потом и рынок сбыта. Отношения не задались только с питерскими партнерами.
"Кидалы" словно сговорились: гламур и 90-е
История с освоением рынка Петербурга началась несколько лет назад. Тогда производители косметики пригласили региональных партнеров со всей страны к себе в Киров. И устроили радушный приём: проживание, питание, трансфер. Среди прочих гостей выделялась Татьяна, владелица петербургской торговой фирмы “Зелёный маркет”. У нее одной из гостей был последний айфон, и она одна из всех отказалась жить в гостинице, предоставленной принимающей стороной.
Татьяна Екимова любит экзотические пляжи.
— Она, видимо, любит гламурную жизнь, потому что она сама сняла за свой счёт гостиницу, которая стоила 4 тысячи за ночь. Такси взяла, хотя мы всех встречали. И было удивительно, потому что нашего товара она продает всего на 40 тысяч.
Тогда в молодой петербурженке кировские производители видели партнера. Татьяна живо интересовалась ассортиментом, опытом продаж других дистрибьюторов.
Екатерина Матанцева:
— Наша система продаж очень выгодна для них. Около 30% дистрибьютор зарабатывают на наценке. То есть, продавая на 2 миллиона, дистрибьютор зарабатывает на моем товаре 600 тысяч. Когда она [Татьяна] послушала, как люди вовлечены в наш бренд, пообщалась с ними и сказала: "Я тоже хочу развивать ваш бренд". Первую поставку она взяла на 100 тысяч, потом — на 300 тысяч, потом она сказала, что готова взять на 600 тысяч.
— А потом начались неплатежи?
— В общем, это был мой первый опыт, когда меня "кинули" по деньгам...
Параллельно с "Зеленым маркетом" компания из Кирова начала партнерство с другой питерской компанией "ЮИС-сервис", тогда одним из ее руководителей значился Юрий Черемисинов. Профиль дистрибьютора — работа с аптеками, которые торгуют косметикой. Схема махинации была использована та же: товар берется на реализацию. А дальше — ни денег, ни своего товара производитель не видит. Зато владельцы "ЮИС-сервис" собирались расширить бизнес и открыть собственный розничный магазин. Видимо, что-то пошло не так.
— Было обидно потому что это действительно семья, муж, жена, ребенок у них. Про ребенка много рассказывали. Тем более, когда семейный бизнес у них, и у нас семейный бизнес, и они нас "кидают" — это выглядит очень некрасиво. Тем более они на звонки не отвечали, в переписку не вступали, встречи в Москве невозможно с ними было организовать.
Попытки взыскать задолженность через суд не сработали. Ответчик сначала пытался оспорить сам факт приемки товара. Получилось, правда, неубедительно.
В итоге суд принял сторону истца.
Тогда семейный бизнес Черемисинова перестал существовать. Вскоре ООО «ЮИС сервис» было ликвидировано. А ранее бизнес был переведен на третьих лиц.
— То есть они приняли решение, что они эту компанию "кидают" с долгами, переписали [фирму] сразу на человека, который живёт, кажется, в Литве. И получилось, что к тому человеку, который живёт в Литве, даже судебные приставы не могли подобраться. Фирму в итоге вообще ликвидировали.
Бизнес по-питерски
39-летняя Татьяна Екимова и 49-летний Юрий Черемисинов — судя по документам, руководители некогда существовавших фирм, которые принесли бизнесу "Ми-Ко" двухмиллионный ущерб.
Жители Петербурга освоили одну и ту же схему, на которую как на живца ловили иногородних партнеров: сначала товар успешно реализуется, объемы отгрузки увеличиваются, а дальше — резкий разворот. Клиент остается и с товаром, и с деньгами, а поставщик — с убытками. "ЮИС-сервис" сразу же начал "жестить": никаких переговоров, никаких контактов. Татьяна Екимова из "Зеленого маркета" долго просила отсрочку, потом — скидку. Все усложняется схемой работы: от реализации до платежа проходит два месяца. В течение которых производитель и не подозревает, что его водят за нос.
— Мы получаем деньги только через 60 дней после отгрузки товара. Работает дистрибьютор с торговыми сетями в Санкт-Петербурге, он через 60 дней получает, скажем, от "Ленты" деньги и платит нам. Но она [Татьяна] продала часть товара в розницу. Хотя могла непроданное вернуть нам. На наши звонки она охотно реагировала, но деньги все равно не платила, — вспоминает кировская бизнес-леди.
Судебное решение тоже не смогло убедить Татьяну рассчитаться по долгам.
Семейная пара из "ЮИС-сервис" окончательно пропала с радаров.
— Оказалось, что именно питерский регион самым бандитским оказался у нас. Казалось бы, такой культурный город. Но за 12 лет работаю компании, два партнёра, которые отказались платить — питерские.
Концы в воду: что дальше?
Общая сумму убытков превысили 2 миллиона рублей. В итоге стало понятно, денег от питерских коммерсантов можно не ждать. Они уже вовсю заняты заработками на других клиентах.
Татьяна Екимова, например, забыла про косметику и увлеклась… практической психологией. За деньги она помогала людям прорабатывать детские травмы.
— Человек, который кидает других, учит жить. У нее была страница ВКонтакте, я ей написала, мол, Татьяна, как вы пишете о том, что прорабатываете, обучаете? Она просто меня заблокировала, - рассказывает Екатерина. Это уже потом она выяснила, что "Зеленый маркет" торговал не только косметикой, но и, например, меховыми шапками на авито.
Юрий Черемисинов продолжает заниматься торговлей косметикой и парфюмерией. Профиль тот же, юрлицо уже другое, а вот продолжает ли коммерсант пользоваться приемами из 90-х, - подтверждений нет. Или пока нет.
— Была ли у ваших контрагентов изначальная цель обмануть?
— Мы выбрали партнёра, который изначально делал свою работу, Но когда он столкнулся с проблемами, он не стал спасать свой бизнес, расставлять точки роста. У меня тоже бывают проблемы, продажи пошли не так как запланировали. В отрасли был спад. Но тебе нужно нести обязательства перед партнёрами, поставщиками, арендодателями и т.д.
— Насколько серьезный удар понес Ваш бизнес?
— Для меня это большая сумма денег была. Недополучила два миллиона. Можно было на эти деньги купить оборудование, варочный котел. А можно извлечь опыт. И это тоже обходится дорого.